Начало | Новости

Вернуться в раздел: Светлагорск, Беларусь


Вступление - история города

Вступление - история города

История города Светлогорска и деревни Шатилки



ШАТИЛОВИЧИ, Шатилки, Остров Шатилинский – в разные времена по-разному называлась расположенная вдоль Березины, окружённая стеной густого леса деревенька. Существует несколько версий названия Шатилок. Одна из них – от слова "шаты" – красивой и дорогой одежды, которую носили в праздничные дни наши предки. Якобы это ремесло сельчан и делало им широкую известность. Со всех окрестных деревень ехали сюда за шатами. Святочный убор покупали и путники, ехавшие через деревню.

Вторая версия: Шатилки – от корня "шать" – что означает место, заросшее камышом. А ещё бытует легенда: давным-давно вдоль Березины брели семь искателей счастья. Увидели они на правом берегу реки красивое место и поселились там. Среди них был человек по фамилии Шатило, у которого росла невиданной красоты дочь. Она любила гулять по берегу полноводной реки. И однажды, во время обвала крутого берега девушка упала в тёмный омут Березины. Подавленный страшной трагедией, Шатило покинул несчастливое место. Стой поры поселение стало называться Шатиловичи.

Не меньший интерес вызывает у современников возраст Шатилок.

В 1989 году Светлогорск торжественно отметил 350-летие своей прародительницы. По этому поводу в центре города был установлен памятный камень. Однако, едва утихли отголоски праздника, как выяснилось, что городские власти с торжеством поспешили. Почти на 80 лет "состарил" Шатилки местный историк, ныне директор Светлогорского лицея Т.В.Маслюков. По его запросу в том же 1989 году в фондах Национального архива Республики Беларусь был выявлен документ – Привилей от 15 июня 1560 года за подписью Жигимонта II Августа, короля Польского и Великого князя литовского. В нём говорилось, что поместье "Остров Шатилинский", расположенное на горе, на тракте Горвальском, на реке Березина в Речицкой волости, после смерти предыдущего владельца Романа Шатилы передаётся новому владельцу Ждану Манкевичу в пожизненное владение с обязательным выполнением воинской службы. И хотя в документе не названа сама деревня Шатиловичи, однако наличие Острова, который именовался "Шатилинский", говорит о её существовании. Под словом "остров" в те времена подразумевался не только участок суши посреди воды, но и любой участок земли, имевший резкое отличие от окрестной флоры. Вероятно, Шатиловичи и Остров Шатилинский – это два существовавшие рядом пункта. И Остров получил своё полное название от Шатиловичей.

Но и Привилей Великого князя литовского не даёт возможность определить окончательно возраст Шатиловичей. Наиболее стародавние косвенные известия о Шатиловичах относятся к 1199 году. Содержатся они в документах архива польского города Вроцлава.

В 1988 году минский исследователь Иосиф Янушкевич обнаружил там официальное письмо, отправленное 21 декабря1927 года из Минска научным секретарём Польского сектора при Инбелкульте В.Ландсбергом на имя преподавателя Львовского университета профессора С. Закревского. В Письме говорится, что в Институт белорусской культуры поступило извещение о том, что в одном местечке нашли документ, выданный какому-то Манкевичу. Как отличившемуся в бою с крестоносцами в 1199 году польский король Лешка Бялый дарит Манкевичу два поместья Шатилки и Остров. На документе герб подкова и два креста. Исследователь не написал, в каком конкретно местечке был найден стародавний текст, тем не менее, сомнений не возникает, что речь идёт о наших Шатилках ибо других деревень с таким названием в Белоруссии не было. Упомянутый герб с подковой и двумя крестами действительно является гербом рода Манкевичей.

Сравнивая текст Привилей за 1560 год с тем документом, который относится к 1199 году, возникает вопрос: если Шатиловичи и Остров были подарены роду Манкевичей ещё в конце XII века, почему тогда в 1660 году Остров снова передавался этому же роду после смерти Р. Шатилы? 361 год разделяют эти даты. Поэтому не исключено, что в этот промежуток времени поместье Остров могло перейти от Манкевича к Шатиле (скажем, путём продажи). Манкевичи продолжали владеть только Шатиловичами. Скорее всего у Романа Шатилы не было наследников, которым бы перешёл остров. Поэтому после его смерти король передал поместье Манкевичам. В пользу такой версии говорит и тот факт, что в наше время фамилия Шатилов этой местности встречается крайне редко. Не вспоминается она и в документах о Шатиловичах XVII-XIX веков.

Более подробно Шатиловичи XVII столетия представлены в инвентарной описи Бобруйского староства в 1639 году, согласно которому в селе насчитывалось 17 крестьянских дымов (дворов). Не исключено, что хозяйств в деревне было больше, ибо в опись не входили дворы, принадлежащие шляхте. Эту мысль подтверждает построенный в 1638 году в Шатиловичах первый храм – костёл.

Выходит, уже в это время Шатиловичи становятся своеобразным духовно-религиозным и культурным центром в своей окрестности, Способствовало тому и географическое положение деревни, через которую проходили два сухопутных пути (из Минска в Речицу и из Мозыря в Рогачёв) и водный по Березине. Здесь же находилась и речная переправа, обслуживаемая жителями Шатиловичей.

Любопытны факты в стародавних документах, свидетельствовавшие об уровне жизни жителей деревни. К примеру, в 1639 году в хозяйстве крестьянина Григория Бора насчитывалось шесть волов и три коня, в крестьянских дворах Григория Микитича и Аксюты Павловича было по четыре вола и две лошади. Примечательно, что каждая крестьянская семья могла иметь столько земли, сколько под силу ей было обработать.

В пользу Королевского двора крестьяне Шатиловичей поставляли 7 бочек ржи, 7 овса, 7 гусей, 14 кур, 70 горстей льна, 7 возов сена, 70 возов дров.

В 1793 году в результате второго раздела Речи Посполитой Шатиловичи отошли к Российской империи. Деревня вошла в состав вновь созданной Паричской волости, находившейся на территории Бобруйского уезда Минской губернии.

В 1800 году Шатиловичи вместе с другими сёлами Паричской волости были переданы в пользование российскому феодалу – адмиралу Петру Пущину. Крестьяне стали крепостными. Однако к этому времени в Шатиловичах осталось только 3 крестьянских двора. Всё остальное население составляла шляхта. Такое привилегированное положение деревни способствовало ей стать торгово-ремесленным центром и выйти на второе место после Паричей. А когда в 1916 году через Шатилки пролегла железная дорога, роль деревни окрепла ещё больше. Кстати, железнодорожная станция была единственной достопримечательностью довоенных Шатилок. Здесь отгружали дрова и пиломатериалы для шахтёров Донбасса. А богатая природа (лес, река) привлекала к себе многочисленных отдыхающих из Ленинграда и Киева. Построенное в послевоенные годы первое промышленное предприятие – судоверфь, а с ней и речная пристань, вместе с железнодорожной станцией явились несомненным достоинством при выборе места для строительства крупнейшей в Белоруссии электростанции – сердца будущего города.

Март 1954 года. Первый десант строителей, высадившихся на станции Шатилки, нарушил не только вековую тишину соснового бора. Единственная узкая лесная тропинка, что соединила станцию с селом, вела к грандиозным пере менам в жизни Шатилок и всей окрестности. На излучине Березины был заложен первый камень Василевичской ГРЭс. А недалеко от строительной площадки, в том же 1954-м, появился первый двухэтажный кирпичный дом. В коллектив создателей нового города влилось немало молодёжи из соседних деревень и районов Полесья. Первым значительным результатом строителей и монтажников Василевичской ГРЭС стал в октябре 1958 года пуск агрегата электростанции мощностью 50 тысяч киловатт. В народе ГРЭС называли полесским богатырём. Ибо электростанция имела колоссальное значение для экономики республики. Мощность её в 9 раз превосходила мощность БелГРЭС, построенной в первую советскую пятилетку.

С пуском первой очереди вырос благоустроенный рабочий посёлок, в котором уже насчитывалось 40 многоэтажных домов общей площадью 23 тысячи квадратных метров. К середине 1959 года население Шатилок, по сравнению с началом строительства, увеличилось в три раза и составило около 6 тысяч человек.

В сентябре 1960 года из Паричей в Шатилки переместился районный центр. Возник вопрос о названии стремительно растущего города. Выносились самые разные предложения: Комсомольск, Партизанск... Но предпочтение было отдано названию, которое олицетворяло свет и молодость. 29 июля 1961 года городской посёлок Шатилки был преобразован в город с именем Светлогорск.

Новый импульс для развития города на Березине придало решение о возведении здесь крупнейшего в Европе завода искусственного волокна. Для этих целей государство отпустило средств в три раза больше, чем в своё время было выделено на строительство Василевичской ГРЭС вместе с посёлком энергетиков. Объект был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Сюда ехали юноши и девушки со всех концов великой страны с горячим желанием как можно скорее ввести в строй действующих новое предприятие, оснащённое по нашим тогдашним меркам передовой западной технологией. Одновременно один за другим поднимались в городе новые микрорайоны преимущественно из девятизтажных домов. Для этого здесь были созданы строительно-монтажный трест N20 и домостроительный комбинат. Быстрое обеспечение нуждающихся жильём привлекало сюда всё больше и больше молодёжи. Светлогорск по праву стали называть городом юности. Статистические данные тех лет поражали воображение – здесь были самые высокие показатели по количеству заключённых браков и рождаемости.

В 1964 году гигант большой химии дал первую продукцию – кордную нить. Тогда же специалисты подсчитали: если завод заработает на полную мощность, то ежегодно он будет выпускать столько волокна, сколько его дают 40-50 тысяч гектар пашни Узбекистана.

Вскоре республика узнала о трудовых достижениях светлогорцев. В феврале 1966 года ткацкий цех изготовил за один день 70 тысяч квадратных метров кордной ткани. Таких показателей завод ещё не знал. Но в мае и этот показатель был перекрыт – выпущено 127 тысяч метров корда.

Немалую роль в развитии Светлогорска оказало также открытие неподалёку от него в середине 60-х годов крупнейшего на Полесье Осташковичского, а затем и других месторождений нефти. Вскоре в городе на Березине было создано Светлогорское управление буровых работ, также прославившееся своими трудовыми достижениями. Каждому горожанину известна нынче и многогранная деятельность агропромышленного, а также вышкомонтажного управления объединения "Белоруснефть".

Когда в цехах завода искусственного волокна шла битва за выполнение повышенных обязательств, невдалеке началось строительство ещё одного крупного химического предприятия целлюлозно-картонного комбината (ЦКК). Действительно, Светлогорск становился городом большой химии. И сегодня, спустя 30 лет, ежесуточно здесь выпускаются сотни тонн химического волокна, бумаги, картона, сотни тысяч метров квадратных гофрированной тары, кордной ткани. Только в прошлом, 1997 году коллективом ПО "Химволокно" было произведено 3626 тысяч погонных метров или 5 миллионов 431 тысяча квадратных метров шёлковых тканей, 5589000 квадратных метров кордной ткани из искусственных нитей.

Несомненно, в значительной степени благодаря развитию химического производства, Светлогорск сформировался как город, архитектурный облик которого представляют сегодня 8 микрорайонов, где на 122 улицах проживает 75,4 тысячи жителей.

Светлогорцы пользуются услугами 4 больниц, 2 поликлиник, 2 диспансеров, 94 магазинов, 85 предприятий общественного питания, 24 детских дошкольных учреждений.

Пассажирские перевозки в Светлогорске сейчас осуществляются по двум международным маршрутам, шести междугородним, 16 пригородным и 12 городским маршрутам, а также по железной дороге, связывающей город на Березине с такими крупными культурными и экономическими центрами, как Петербург, Варна, Кишинёв, Одесса, Минск.

Кстати, зкономические и культурные связи светло горцы поддерживают с 29 странами мира, 23 из которых представляют дальнее зарубежье. Это – США, Германия, Япония, Канада, Италия, Австрия, Финляндия, Норвегия, Корея, Китай, Тайвань, Швеция, Франция и другие.

К сожалению, есть у Светлогорска, как говорится, обратная сторона медали. Вместе со стремительным развитием, прекрасной инфраструктурой, многонациональным населением он получил и свои специфические проблемы. Главная из них – экологическая. Для теплоэлектроцентрали (бывшая Василевичская ГРЭС) первоначально в качестве топлива использовался торф Василевичского месторождения. Ежесуточно его сжигали здесь около шести тысяч тонн, а в год – более миллиона тонн. Позже выяснится, что это не только расточительно, но и небезопасно для здоровья людей, так как на город оседало огромное количество вредных веществ.

Город выручили нефтяники. Добытый ими попутный газ, пройдя предварительную переработку на Белорусском газоперерабатывающем заводе, теперь подаётся в котлы ТЭЦ вместо торфа. Это значительно снизило расходы на выработку тепла и электроэнергии, неузнаваемо улучшило культуру производства и главное – намного улучшило экологическую обстановку в городе. Правда, она ещё далека от нормальной. Нужно вводить в действие построенную на предприятии 180-метровую трубу, решать вопросы снижения вредных выбросов на двух других химических предприятиях.

Основные вредные вещества, присутствующие в воздухе, местная экологическая инспекция определила. Но не все. Особенно волнует экологов присутствие в атмосфере формальдегида, источник которого ещё не определён. Сузить район поиска его мог бы атомный спектр-фотометр "Сатурн", приобретённый за 2 млрд. рублей для определения в воздухе вредных веществ. Но вот беда – работать на этой установке сегодня некому.

Тем не менее, несмотря на мрачные прогнозы, самый юный в нашей области город, средний возраст которого немногим более 30 лет, живёт, улыбается, растёт. Не претендуя на абсолютную объективность, осмелюсь предположить, что Светлогорск – самый красивый и уютный райцентр на Гомельщине.

Дворец культуры ПО "Химволокно", детская школа искусств, стадион "Химик", закрытый легкоатлетический манеж, спортивные школы и комплексы, незамерзающий гребной канал, широкая сеть учреждений культуры, закрытый плавательный бассейн, 11 школ, профессиональное училище и индустриальный техникум, в которых учится 15 тысяч учащихся, – доказательство того, что город юности Светлогорск рассчитывает на достойное будущее.

Н.ГОРБАЧЁВ
(Журнал "Нефтяник Полесья", №2(5) за 1998 г.)

Created: 2004.07.05, 11:33
Visits: 7996 , LastTime: 2024-03-26 02:27:17


Некоторые права защищены (о) by Арсений Хахалин
Some rights reserved by Arseny Khakhalin
(or Arseni Khakhaline in another transcription)

Пишите...