4.33

Джон Кейдж (1912-1992)

"4 минуты 33 секунды"  произведение, написанное Кейджом в 1952 году.
Идея произведения показалась мне поистенне гениальной на сцену выходит исполнитель, садится за рояль и 4 минуты 33 секунды не производит никаких звуков, встаёт и уходит за кулисы.
Музыка же по замыслу Кейджа складывается из мерного шёпота зрителей, скрипа стульев, покашливанья, и.т.д.
В этом, есть много интересных сторон: во-первых это то, что здесь по сути дела зрители сами творят, создают музыку. Ну, если не музыку, то по крайней мере некую атмосферу.
Во-вторых, здорово, что музыку можно создать практически из ничего. Действительно, те звуки, которые возникают в зале, нельзя спутать ни с чем другим, они, если можно так сказать, потрясающе самобытны.
В-третьих же, просто удивительно, что такие интересные мысли посетили голову Кейджа ещё пол века тому назад...
"4.33"  для меня символ минимализма, даже, наверное, всего авангарда. "4.33", как "Чёрный квадрат" Малевича, (ассоциация, быть может, банальная, однако наиболее естественная), может восприниматься, как искусство, или, наоборот, как нечто шарлатанское, анекдотично простое, а значит бессмысленное...
И про "4.33", и про "Чёрный квадрат" каждый может сказать: "Так смог бы и я". И ему ничего нельзя возразить - если он так даже только подумал, ему уже  нельзя будет толковать о том, как трудно быть первым...
Самого Кейджа у нас, в советские времена откровенно называли "шарлатаном" противопоставляя ему Гершвина, который "пишет настоящую музыку". Приводилось ещё интересное утверждение о том, что на выступлениях авангардистов залы пустуют; что зритель всегда различает настоящее и псевдоискусство.
Гершвин - гениальный композитор, спору нет. Однако, как можно сравнивать симфонический джаз и авангард? Это совершенно разные стили, каждый мастер в своём...
У многих людей есть предубеждение к авангарду - ещё не познакомившись с ним как следует они уже говорят: "Это плохо" в худшем и "Я этого не понимаю" в лучшем случаях.
Изучайте музыку ХХ века!
Если хватит духу.
Хочется сказать именно так, напоследок...

 

 

На главную страницу